Цвиллинга (РФ). 18 августа 2020 год. В2В - Ания Закирова. Чаще всего в Челябинской области попадаются стелы с тамгой "шылбыр", символизирующей чомбур - повод, привязь для лошади (символично, не правда ли, учитывая, что стела рядом авторов, рассматривается не как надгробие, а как коновязь).
На нашей территории эту тамгу использовал род Жаппас из Байолы, чье кыстау - Джаман-Чубарь находится совсем неподалеку от этих тамга. Известно оно примерно с 1870 года, но жайляу, вероятно, появились раньше. Кочевали Жаппасы издалека, примерно оттуда же откуда и Аргыны - с Сырдарьи. Последним известным аксакалом Джаман-Чубарь был Дюйсембе Джалаик, под началом которого проживало 189 человек, объединенных в 31 хозяйство. Место кыстау, так же как и большую часть других, относящихся к зиратам в Чесменском районе,удалось найти.
Найти маленькую тамгу в куче камней стащенных с полей? Да легко) Как показывает мой небольшой опыт, найти её повторно, при этом не наткнувшись на новую, вот эта задача посложнее. Такая тамга, правда без тумара, использовалась несколькими родами племени Алшын, один из которых - Алтын имеется в эпитафике, а его подрод - Айдар-алтын упоминался информаторами, а другой - Кете, проживает неподалеку. 6 июня
Иногда бывает и так, на кладбищах, особенно заброшенных и находящихся далеко от населенных пунктов, встречаются разграбленные могилы. Вот вроде и брать у мусульман нечего, не курганы, а орды с металлоискателями не только оставляют за собой множество закопушек, но и копают могилы. Особо циничный случай отмечен нами в Троицком районе, где не просто выкопали покойника, но и разметали его кости по кладбищу, окружающему его рву, оставили яму не закопанной.
По собранным костям определили, что это был высокий пожилой мужчина, с нездоровым позвоночником, но мало ездящий на лошади, из эпитафики понятно, что умер в 1895 году, в возрасте 73 лет, принадлежал к кипчакскому роду Карабалык – Уста. Разрозненное погребение перезахоронили.