previous arrow
next arrow
Slider
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Яндекс.Метрика

Святыня Дадем ата в ЗКО

ЗКО. 16 сентября. В2В – Оксана Дементиевская. На 75-м километре трассы Уральск – Актобе находится кладбище с захоронением святого Жумагазы хазирет (Дадем ата).

Удивительное место в голой степи, расположенное в Сырымском районе Западно-Казхстанской области, постепенно становится центром духовного развития местных жителей. Несмотря на мистическую историю цивилизованного обустройства святого места, основное здесь – не религия, утверждают энтузиасты, взявшиеся за развитие этого удивительного островка культуры, истории и религии.

Руководитель фонда «Дадем ата», имам мечети при святилище Гарифолла Жанбозов рассказывает, что он – потомок Жумагазы хазирета (называемого в народе Дадем ата), захороненного в мавзолее.

«Дедушка явился мне во сне и попросил сделать мавзолей на месте его захоронения. А ранее также был сон, в котором он просил не оставлять это святое дело, - говорит потомок. – Поэтому с 2004 года я здесь, построил вместе с моими родными братьями Ганиятом, Рахметуллой, Мутиголлой мавзолей дедушке и его матери с сыном.»

Со временем рядом построили небольшой саманный дом для тех, кто приезжал к святыне. Сейчас в этом доме отдыхают помощники, а посетители могут ночевать в универсальной гостинице с двумя общими спальнями – одна предназначена для мужчин, другая для женщин. Эту гостиницу, к слову, строили три года, начиная с 2008 года. Там открыли молельную комнату. Бывший западноказахстанец, ныне проживающий в Алматы, Дамир Дюйсенбай, предложил помочь построить мечеть. Он в основном и спонсировал строительство, а возводили местные строительные бригады.

Приезжают сюда не только казахстанцы из разных регионов, но и люди разных национальностей из России. Были замечены и иностранцы из дальнего зарубежья. Они едут не только помолиться, многие стремятся искупаться в святом источнике.

«Этот источник удивительный – вода не замерзает даже при температуре минус 35 по Цельсию», - заверил Гарифолла Жанбозов.

Рядом с мавзолеем расположилось целое кладбище. Некоторые местные жители завещают родственникам похоронить их именно в том месте. И тому есть объяснение.

«Покойникам нужна только молитва, - говорит имам. – Родные не будут приезжать на могилу каждый день, а в мечети часто проходят службы, садака. Поэтому и просят многие похоронить их в этом месте.»

Путники устремляют свои молитвы к святому месту, дабы верят, что их молитвы будут непременно услышаны Всевышним. По сложившейся традиции все, кто проезжает по этой дороге, стараются побывать на могиле Дадем ата и набрать воду из источника, считающегося лечебным. Здесь же недалеко установили сомдельную душевую, в которой обливаются водой из источника желающие излечиться.

Известно, что Жумагазы хазирет, именуемый народом Дадем ата, родился в конце XVIII века и принадлежал к роду Тама. После обучения в мечети Кожа Ахмета Яссауи в Туркестане вернулся в родные края. Многие трактаты и философские письмена Жумагазы хазирета были утеряны с годами. Но существует множество легенд о его удивительных способностях, а потому посетить кладбище святого в день приезжают более ста человек. В субботние и воскресные дни число паломников достигает до 400 человек.

Каждый, кто приехал сюда, верит, что его молитвы будут услышаны. В основном приезжающие сюда люди ищут исцеления от своих болезней. И в большинстве случаев находят его, утверждают местные жители.

Святилище Дадем ата в 2009 году было зарегистрировано в органах юстиции как фонд «Дәдем ата».

Дадем ата захоронен не один. Рядом – могила его матери и сына. Кулпытасы самого святого и его сына уничтожены при советской власти, утверждают потомки. Сохранился только один, установленный на могиле матери Дадем ата, который подписал сам Жумагазы хазирет.

«Дадем ата – аулие, проводник Аллаха, через него обращаются к Всевышнему за помощью. Об этом захоронении народ знал давно, еще с советских времен. Только днем долгое время боялись посещать место захоронения Дадем ата, приходили ночью, - рассказывает Гарифолла Жанбузов.

И все же в советское время святыню признал директор передового совхоза имени газеты «Правда» тогда Джамбейтинского района ЗКО Виктор Шубин. При нем захоронение святого и могилы других усопших огородили сеткой рабицей. И он сам посылал старейшин сделать саадака и попросить у аулие благополучия совхозу, утверждают до сих пор передающие эту историю от старших младшим сельчане. Рассказывают, что два поля, находящиеся рядом - совхоза «Правда» и другого – всегда отличались. У правдинцев колосилась высокая добротная пшеница, у соседей все засыхало. Совхоз своими достижениями гремел на весь Советский Союз.

«Я работал санитарным врачом в санэпидстанции более 20 лет. Когда проезжали мимо места Дадем ата по трассе Уральск-Актобе видели, что у дороги останавливается много людей. А там где люди всегда есть мусор. С 2013 года начали организовывать субботники, - рассказывает председатель ОО «Телегей» Нурлан Садир. – Пишу в соцсети о запланированном субботнике, люди откликаются. Собирается пять-шесть машин, около 30-40 участников, занятых в разных сферах, не только участники нашего общесвтенного объединения, приезжали на субботник и из Актобе. А потом подумали: «Если здесь так легко собирается столько народа без агитации и рекламы, почему бы не использовать этот потенциал?».

Так начали с 31 мая 2013 года проводить общественно-культурные мероприятия, и первым стала конференция, посвященная погибшим от репрессий и голодомора.

«Мы организовали ас, поминки и конференцию в мечети. Ученые, краеведы рассказывали истории репрессированных и о других исторических фактах. Инициаторами выступали фонды «Дадем ата», «Жаханши Досмухамедова» и другие, - говорит Нурлан Садир. – Потом проводили там же Коресу айт, на День независимости Казахстана проводим не только конференцию, но и рассказываем о своей работе, проделанной за год.»

Святыня Дадем ата стала объединяющей площадкой для представителей всех партий и национальностей.

«Даже коммунисты верят в святых и на субботнике все трудятся плечом к плечу, без выяснения отношений», - подчеркивает общественник.

Нурлан Садир информировал и о том, что активисты решили на территории святыни организовать общественный центр духовного роста. Здесь уже проводили ас и спортивные состязания с участием до трех тысяч человек. В выделенном углу гостиницы открыли небольшую библиотеку об истории Казахского ханства и батыров, родного края. В дальнейшем ее планируют расширить.

«Это уже формируется не религиозный центр, а именно духовный», - подчеркивает общественный активист.

Дадем-ата входит в список 100 сакральных мест Казахстана.

Фото: Оксана Дементиевская