Челябинская область РФ. 3 января 2021 года. В2В – Ания Закирова. Один из самых ценных «казахских» фондов Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН собран еще в XIX веке на территории Челябинской области и ближайшего приграничья. Причем не заезжей экспедицией, а нашей, местной, казахской интеллигенцией России.
Коллекция, переданная Лаикжаном Биркимбаевым и Хасаном Имамбаевым, содержит прекрасные предметы – поясные наборы, свадебные женские одеяния, обувь, в описаниях экспонатов указаны аулы Саройской волости, расположенные в районе границы Чесменского, Троицкого районов и Казахстана.
Для нас из этих собирателей наиболее интересен местный Хасан Иманбаев, внук аульного старшины Иманбая, покоящегося на родовом Иман(м)бай Зирате, являющегося частью большого некрополя.
Про Хасана нам было известно немного – автор сборников казахского фольклора, даритель Кунсткамеры, родственник многих известных представителей своего народа.
Учитывая, что наряду еще с несколькими фамилиями наших знаменитых казахов я полсезона слушала-читала о нем, найденная на безымянном маленьком зирате, затерянном в степи Чесменского района скромная стелла с надписями на двух языках – русском Хасан Иманбаеев и более подробной на старотатарском с годами жизни, сразу показалось знакомой.
Зират очень интересный, с основной частью конца XIX – начала XX века, с первой эпитафикой рода Жаппас, он имеет несколько линий развития в ХХ веке и связывается местным населением с захоронениями казахов-спецпоселенцев.
Есть еще одна, возможная, связь предметов этой коллекции с сегодняшним Чесменским районом - на богатых мужских предметах, по мнению специалистов МАЭ, указано имя первого владельца – Кадырбай, и в описании 1899 года что он брат самого Кенесары хана! А на этой территории и сегодня проживают представители казахского рода Кадырбай, довольно много их и в эпитафике, известно место первого аула, расположенного в местах сбора.
На фото плита Хасана, предметы из коллекции и плита родственника.