previous arrow
next arrow
Slider
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Яндекс.Метрика

Предания о древних казахах в России

Челябинская область РФ. 9 ноября 2020 год. В2В – Ания Закирова. Удивительно сколько событий, людей, традиций, живут в народной памяти. В Чесменском районе проживает множество потомков Мустафы Байтена (Кипчак, Уста), аульного старшины пятого хозяйственного аула первого административного Чубарской волости.

Кыстау Байтена находилось на реке Тайаткан, неподалеку от Редутово. Сам он, по семейным преданиям, в преклонном возрасте совершал хадж и принял решение не возвращаться в родные места из-за революционных событий. Потомки проживали сначала в ауле неподалеку от, ныне тоже уже несуществующего, хутора Головина, а сейчас Углицком, Зелёной Долине и других населенных пунктах района.

 

Один из моих любимых редутовсих рассказчиков - Явдат Кельмухаметов.

 

Вместе со своей супругой, Ленизой Абдрахмановной, неистощимый источник местной топонимики и топографии, рассказов о прошлом. С ними каждый природный объект оживает, приобретает индивидуальные черты. К примеру, небольшая яма, где жила "большая белая змея на ногах" (кстати, чистой воды аруах, покинувший окрестности поселка из-за неблаговидных поступков жителей). Или, наоборот, гора: "А вот гора прямо напротив нас, она Ураз-Тау называется, там казах Ураз жил, у него пять сыновей было. Бабушка рассказывала, они там зимовали, и дети его жили, до сих пор следы есть, кирпичи лежат, где дома были от печей.»

«Еще бабушка рассказывала, как трава появилась, дети все из Редутово выбегали каждый день на Ураз-Тау, и ждали целыми днями. День нет, два нет, на третий – о, праздник: «Казахи идут!». Людей, скотины много. Белый термэ, черный, красный термэ, войлочные юрты. У каждого рода свой цвет, гнали скот каждый своими коридорами, чтоб не смешивались, - продолжает рассказчик. - Когда приходили, был общий праздник, баранов резали, в гости ходили наши, угощали они до отвала. Бабушка застала, только переехали, она у меня 1897 года рождения. Перестали ходить только в 1920 годах. Советская власть, как только пришла, как НКВД организовали, колхозы так и перестали ходить".

После таких рассказов, неудивительно, что каждый раз, поднимаясь на эту гору, я закрываю глаза и мечтаю: «Вот они появятся - эти белые, красные и черные терме»...

 

Казах Ораз, как и любой другой персонаж рассказов Ярдата, оказался реален. Когда я готовила публикацию по топонимическим преданиям татар и казахов, то выяснила по архивным данным: на горе в XIX веке проживал Ораз Бельдеке, аульный старшина Аргынов Кырык-мылтыков с 45 соплеменниками. А его потомки, уже в этом году, найдены на двух ближайших зиратах.