Нур-Султан. 18 июня 2020 год. В2В – Пресс-служба Министерства торговли и интеграции РК. В течение года - с момента основания МТИ проводило работу по переформатированию торговой отрасли: от изменения законодательства об общественном контроле за качеством работы продавцов до стратегии развития торговли на ближайшую пятилетку.
Центральное место в преобразованиях занимает роект Государственной программы развития торговли на 2021-2025 годы – это главный итог работы ведомства. Выполнена попытка через единый формат провести основополагающие преобразования торговой отрасли Казахстана.
В настоящее время идут его публичные обсуждения с представителями бизнес-сообщества:
https://inbusiness.kz/ru/last/odin-iz-vazhnejshih-voprosov-eksport-bahyt-sultanov
Проектом закладывается реализация задач по пяти направлениям:
- улучшение технического регулирования;
- развитие внутренней торговли;
- расширение внешней торговли в рамках глобальной и региональной экономической интеграции;
- поддержка и продвижение несырьевого экспорта товаров и услуг;
- совершенствование системы защиты прав потребителей.
Как определяет проект, к 2025 году успехи торговой отрасли можно будет измерить следующими целевыми индикаторами:
1) реальный рост ВДС торговли к предыдущему году на 6,2%;
2) снижение доли теневой торговли до 31%;
3) рост численности занятых в торговле на 143,1 тыс. чел. (сегодня в
отрасли заняты 1,4 млн. казахстанцев);
4) торговое сальдо по несырьевым товарам (экспорт-импорт) $1,3 млрд.;
6) потребительский импорт обработанной продукции (без машин и оборудования) $16 млрд.;
7) рост доли электронной торговли от розничного товарооборота до 10%;
8) повышение уровня применения национальных стандартов до 75%.
А главная задача Министерства в части продвижения казахстанского экспорта – это увеличить несырьевой экспорт товаров и услуг к 2025 году до $41 млрд. (в 2019 году этот показатель составил $24,7 млрд).
Одним из главных достижений Министерства торговли и интеграции стало обновление законодательства в сфере защиты прав потребителей: поправки приняты Парламентом 11 июня т.г.:
https://lsm.kz/zashitu-prav-potrebitelej-postavyat-na-novyj-uroven
Реализована инициатива по внедрению трехступенчатой системы рассмотрения жалоб потребителей. Акцент делается на досудебное разрешение спора как между потребителем и продавцом, так и при участии третьей стороны – «защитников», представляющих интересы потребителя. Предполагается, что участие государственных органов будет возможно на втором этапе разрешения спора - в том случае, если потребитель не договорится с продавцом. Недобросовестные продавцы, отказывающиеся добровольно устранить нарушения, будут привлечены к адмответственности. В том числе за отказ обменять товар или возвратить деньги и игнорирование претензии потребителя. В рамках досудебного урегулирования потребительского спора приоритет инициативы остается за потребителем.
Третьей ступенью разрешения споров «потребитель-продавец» станет суд.
Также предусмотрена ответственность предпринимателей за неразмещение своих контактов (адреса и телефона), уполномоченного органа и субъектов досудебного регулирования в местах реализации товаров, работ и услуг. Ведется работа над созданием Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей.
МТИ РК проводит работу по повышению качества товаров через систему технического регулирования. В 2019 году разработано 1 000 новых национальных стандартов. В ближайшие 5 лет запланирована разработка 2 500 стандартов (в том числе, вместо устаревших). Министерством принято участие в разработке 48 техрегламентов ЕАЭС, из которых 42 вступили в силу.
В течение года количество документов в Едином государственном фонде нормативных технических документов увеличено до 72500 единиц, в том числе национальных стандартов, гармонизированных на 70% с международными требованиями до 9606 единиц. В 2025 году ожидается повышение уровня применения бизнесом национальных стандартов с нынешних 41% до 75%.
Завершается работа над проектом Закона «О техническом регулировании» в новой редакции и сопутствующим к нему законопроектом. Документами обеспечивается комплексная защита внутреннего рынка, а небезопасной и некачественной продукции будет поставлен заслон:
https://kapital.kz/economic/84590/lovit-opasnyy-tovar-ne-v-magazinakh-a-na-granitse.html
В целях повышения качества отечественной продукции и поддержки экспортоориентированности производителей ормируется Национальный план стандартизации. Усилена работа по укреплению испытательно-лабораторной базы.
В области государственного контроля ведется учет по выданным сертификатам и декларациям о соответствии. За прошедшее время органами по сертификации отозваны 64 сертификатов соответствия и 62 декларации о соответствии, 3 сертификата соответствия системы менеджмента. Также отозваны аттестаты аккредитации 2 органов по сертификации за нарушения при выдаче сертификатов соответствия на цементную продукцию и признаны недействительными в части области аккредитации 3 испытательные лаборатории/испытательные центра за нарушения требований техрегламентов Таможенного союза. В рамках проектного офиса по отбеливанию рынка от недобросовестных субъектов аккредитации разработан риск-ориентированный подход.
Большая работа проведена Министерством торговли и интеграции по поддержке и продвижению казахстанского экспорта.
Проведена диагностика экспортного потенциала РК. Определены 16 приоритетных товарных позиций, с прогнозом увеличения экспорта на $13,5 млрд, и приоритетным услугам, с прогнозом увеличения экспорта на $4,4 млрд.
По пяти приоритетным странам экспорта - КНР, ОАЭ, Турция, Иран
и Германия - подготовлены страновые обзоры и алгоритмы обеспечения соответствия местной продукции всем требованиям рынка:
https://www.youtube.com/watch?v=V7GCax98-Gg&feature=youtu.be
Разработан и принят 2-ой пакет Правил возмещения части затрат экспортеров. С момента принятия документа компенсацию сервисных затрат через компанию QazIndustry получили 196 компаний-экспортеров:
https://kapital.kz/economic/87883/mintorgovli-eksporteram-vozmestyat-zatraty.html
Через компанию KazakhExport (единственную специализированную страховую организацию для экспортеров) страховую защиту от риска неплатежей при внешнеторговых операциях и гарантию безопасности экспортных сделок с июля прошлого года получили 76 компаний на сумму 87,8 млрд тенге:
https://forbes.kz/news/2020/04/13/newsid_223233
На базе Центра развития торговой политики QazTrade запущено «единое окно» - портал для казахстанских экспортеров обрабатывающих отраслей и зарубежных покупателей export.gov.kz.
Заработала программа экспортного акселератора QazTrade. Программа позволяет проанализировать сильные и слабые стороны компаний, определить степень «экспортной зрелости», подготовить товар к продаже, провести маркетинговую кампанию. Участия в программе гарантирует экспортный контракт в предельно короткие сроки:
https://forbes.kz//process/v_kazahstane_poyavilos_edinoe_okno_dlya_eksporterov/?
В целях развития внутренней торговли Министерством начата работа по созданию целостной и эффективной торгово-логистической инфраструктуры страны – национальной товаропроводящей системы (НТС):
https://www.kazpravda.kz/interviews/view/iskluchit-kacheli
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1923201591144484&id=100003639848209
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1944042132393763&id=100003639848209
Данная система будет состоять из 24 ОРЦ и позволит оптимизировать цепочку поставок продукции от производителя до потребителя, создаст необходимые условия для хранения, эффективного распределения и реализации продукции. Кроме того, она выступит якорной инфраструктурой для объединения фермеров, закупщиков, транспортников, посредников и ритейлеров.
Будет обеспечено снижение стоимости продукции для конечного покупателя за счет электронной системы торгов: развитие биржевого срочного рынка предоставит возможность участникам заключать форвардные контракты.
В целом развитие биржевого рынка является одним из приоритетных направлений развития внутренней торговли.
В комплексе функционирование национальной товаропроводящей системы позволит обеспечить стабильность цен и исключить как сезонных ценовых скачков, так и ажиотажных всплесков, как это было в марте-апреле т.г.
В период ЧП в целях недопущения продовольственной инфляции Министерство полностью перешло на ручное управление по стабилизации цен на СЗПТ: были установлены предельно допустимые цены на СЗПТ: наложено 174 административных штрафов за превышение цен и направлено 172 уведомления об устранении признаков сговоров производителей и крупных оптовых поставщиков. Это позволило зафиксировать цены на минимально возможном уровне.
В рамках развития электронной торговли и расширения присутствия казахстанских брендов на мировых электронных торговых площадках Министерством торговли и интеграции проводится работа с Alibaba, Ebay, Amazon и Wildberries. Рамочное соглашение о сотрудничестве с Wildberries позволило вывести на платформу 594 вида товара от 21 казахстанской компании. Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» реализован проект «Школа интернет экспортеров». По итогам проекта 50 компаниям предоставлены золотые аккаунты Alibaba, из которых 41 компания уже запустила продажи на платформе.
Расширение региональной интеграции – это также фокус МТИ и является важнейшим.
МТИ приняло участие в разработке проекта Стратегии развития Евразийского экономического союза до 2025 года. В течение года шла разработка предложений для ЕЭК по применению торговых инструментов, а также переговорной позиции с Израилем, Индией, Египтом, Сингапуром и странами СНГ.
Торговые дипломаты ведомства проводят активную работу в рамках противодействия торговому протекционизму и защиты национальных интересов и отечественного бизнеса.
За прошедший году было устранено 16 барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС, введено 15 запретов на ввоз и вывоз товаров. США не приняты меры к казахстанским производителям (титановая губка, уран). Проводилась работа по защите казахстанских производителей (АО КазАзот» и ТОО «КазФосфат») в 2-х расследованиях в Украине.
В рамках расширения региональной экономической интеграции за год работы при участии МТИ были проведены форумы межрегионального сотрудничества (РФ, Узбекистан), в рамках которых подписано 72 документа и торговых сделок на сумму около $472 млн. Проводились МПК по торговому сотрудничеству с зарубежными странами, где проходило обсуждение и решение двусторонних актуальных вопросов и проблем, продвижение потенциальных экспортных товаров, устранение барьеров и ограничений.
Учитывая все перечисленные проекты, прошедший год для Казахстана стал огромным рывком в развитии собственного торгового и экспортного потенциала.
Министр проделал огромную работу как коммивояжер и представил сильные стороны казахстанского товара, который имеет все основания, чтобы присутствовать на требовательных рынках Европы и США:
https://www.zakon.kz/4992346-mintorgovli-rk-predlozhilo-v.html
https://www.lsm.kz/kazahstan-predlozhil-es-i-ssha-postavku-260-vidov-tovarov
Проделана масштабная работа и пересмотрена торговая и экспортная политика с учетом активной позиции РК в интеграционных объединениях и торговых противостояний в мире.
Реформированию подверглись все отрасли и сферы, связанные с торговлей и влияющие на ее рост.
Впервые с появлением в системе госуправления РК торгового ведомства предпринят ряд беспрецедентных мер, практическое значение и полезность которых казахстанцы смогут ощутить уже после одногодичной работы ведомства. Так как попытка "перевернуть" сознание и сформировать новую культуру казахстанского потребителя уже произошла через модернизацию закона о ЗПП.
Следующими ближайшими перспективами начатой трансформации станут новейшие стандарты качества, НТС и сильный казахстанский экспортер, у которого за спиной его государство.