Уральск. 14 октября 2022 год. В2В – Ксения Карина. Предоставление людям с инвалидностью возможности получения высшего образования рассматривается как один из эффективных механизмов повышения их социального статуса и уровня их востребованности на рынке труда. В Уральске рассказали, как это осуществляется на практике.
Нужды людей с особыми потребностями в Казахстане удовлетворены в недостаточной мере. В рамках системной их поддержки требуется внедрение ряда важных инициатив, не раз отмечал Глава государства К.К.Токаев. Один из эффективных механизмов повышения социального статуса и уровня востребованности на рынке труда является предоставление людям с особыми потребностями возможности получения высшего образования. Становится важным обеспечение в вузах эффективной поддержки, беспрепятственного доступа и мультидисциплинарного сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями. Эту тему обсудили в ходе круглого стола «Новые возможности рядом», организованного общественным объединением инвалидов ЗКО «Жеңіс» в рамках республиканского проекта «Информационно-консультационная служба для людей с ограниченными возможностями в Казахстане», реализуемого по заказу Министерства информации и общественного развития РК.
«В октябре общество традиционно много говорит о толерантности, равноправии, интеграции. Эти же слова лежат в основе проекта, который реализует наше общественное объединение, – сказала председатель ОО Айгюль Хасангалиева. – Его цель – повысить информированность людей с особыми потребностями о возможностях социализации в обществе, помочь адаптироваться к современной жизни и интегрироваться в общество. В число основных задач входит юридическая и психологическая поддержка инвалидов, повышение их знаний и компетенций, содействие в трудоустройстве. Было проведено более 200 консультаций в онлайн-режиме, около 150 – в оффлайн-формате. Проектная команда провела несколько выездных семинаров в таких городах как Рудный, Актобе и Алматы, где общественные объединения на деле доказали, что при консолидации усилий госорганов и НПО можно добиться больших успехов в вопросах социальной реабилитации лиц с инвалидностью. Руководители региональных общественных объединений принимали активное участие во всех наших мероприятиях.После каждого мероприятия проводились психологические тренинги, при необходимости наши консультанты выезжали на дом или по месту работы. Мы создали YouTube канал, где размещаем видеоролики, о людях с органичными физическими возможностями, добившихся успеха в разных сферах жизни. Раньше все с восторгом смотрели на Ника Вуйчича, а сегодня мы показываем казахстанцев, которые так же заслуживают уважения и восхищения.
В рамках проекта обучение на краткосрочных бесплатных курсах прошли 115казахстанцев. Курсы проводились на государственном и русском языках. В Уральске, Рудном и Актобе в оффлайн-режиме обучение прошли 28 человек по таким рабочим специальностям, как повар, швея, сварщик, кромщик и другие. В онлайн-формате обучилось 87 человек из разных регионов на специальности «Бухучет», «Графический дизайн», «СММ и настройки таргетирорванной рекламы», «Таргетированная реклама». Есть уже те, кто начал зарабатывать сразу по окончании этих курсов. Семь человек на сегодняшний день успешно применяют навыки СММ маркетинга, таргета и получают заказы. В Рудном заключено 10 трудовых договоров на рабочие профессии.»
Участники обсуждения ставят вопросы о необходимости совершенствования законодательной базы, регулирующей вопросы соцзащиты людей с инвалидностью.
«Пункт 2 Статьи 25 Закона РК «О социальной защите инвалидов в РК» гласит:«Местные исполнительные органы по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля должны привлекать представителей общественных объединений инвалидов к участию в мониторинге строящихся (намечаемых к строительству) объектов и комплексов».Междутемместные органы архитектуры вправе ограничивать состав приемочной комиссии. Поэтому представители общественности от лица инвалидов в такие комиссии, как правило, не попадают. В результате сдаваемые в эксплуатацию объекты подчас не выполняют своего назначения, – отметила юрист ОО Мариэтта Даулетьярова.– Необходимо обеспечить доступность ко всем образовательным и бытовым объектам вузов и сузов для маломобильных групп студентов с особыми образовательными потребностями, а также укомплектовать специальным материально-техническим оборудованием их процесса обучения. Кроме того нужно обязать местные органы архитектуры включать в составы приемочных комиссийстроящихся объектов представителей общественности от имени инвалидов.»
Каким образом строится система инклюзивного образования в Польше, какие возможности поддержки учителей общеобразовательных школ представлены в этой стране, рассказала профессор Лодзинского университета, доктор социальных наук, доктор PHD по гуманитарным наукам, дефектолог Дорота Подгорска Яхник.
«Система инклюзивного образования начала развиваться в Польше в 90-е годы. На 2020 год в нее включены более 14,5 тысяч школ, детских садов и других субъектов системы образования.Разработано 32 рекомендации, большинство из них взято на вооружение, исследования в этом направлении продолжаются. Вместе с тем, учителя общеобразовательных школ не чувствуют себя готовыми к инклюзивному образованию, в школах не хватает логопедов, психологов, специальных педагогов, есть трудности в доступе и использовании специализированного оборудования», - рассказала профессор.
Она подчеркнула, что необходимо изменение в стандартах педагогического образования.
«Прежде чем обучать новых педагогов, необходимо решить, что поможет учителям обычных школ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, – сказала Дорота Подгорска Яхник. – Необходимо использовать ресурсы специальных школ с хорошей базой учебных пособий и подготовленным персоналом. С 2021 года в рамках двухлетнего пилотного проекта на базе специальных школ созданы 23 первых специализированных центров поддержки инклюзивного образования. Государством предусмотрено финансирование каждого центра – порядка 200-300 тысяч евро на два года. Координаторы центров проводят консультации с педагогами, родителями, оказывают помощь в диагностике, методике, оформлении поддержки детей с особыми потребностями. Они не заменяют педагогов, они учат их справляться. Планируется, что такие центры откроются по одному-два в каждом районе, а это около 350 в целом по стране.»
Западно-Казахстанский университет им. Махамбета Утемисова, на площадке которого прошло мероприятие, представил свои достижения системы инклюзии.
Преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Айдана Кенжегалиева сообщила, что в вузе обучаются 48 студентов с особыми образовательными потребностями. В университете внедрена программа адаптации психолого-педагогического сопровождения таким студентов, действует Центр инклюзивного образования «Жан жылуы». Информацию об этом публикуется на сайте вуза. Всего 22% профессорско-преподавательского состава прошли курсы повышения квалификации по темам инклюзии. Переоборудование мест общего пользования в соответствии с потребностями студентов особых категорий составляет 85%, образовательные программы обновлены на 91%.
Магистрант университета Арман Жумагазиев инвалид с детства 1 группы, имеет остаточное зрение. Он поделился личным опытом адаптации к обучению в вузе. Для освоения материала ему необходимо проводить определенные действия для перевода информации в удобную для восприятия форму. Он рассказал о некоторых способах перевода текстовой информации в звуковую.
«В отличие от многих других синтезаторов в Microsoft Office доступна озвучка текста на казахском языке, что, естественно, делает данный продукт очень удобным в отличие от многих других. На данный момент мне лично известны два способа озвучки казахского текста. Это при помощи читающей машинки либо при установленной программе jos на компьютерах, выдаваемых по программе индивидуальной реабилитации инвалида. Как вы видите, способов адаптировать учебный материал достаточно. Многое зависит от самого студента, от его желания учиться», – рассказал магистрант.
На сегодня только в Западно-Казахстанской области насчитывается свыше 24 000 людей с инвалидностью, из них более 59% – лица трудоспособного возраста, 11,% – дети до 18 лет.
«Пора рано говорить об идеально выстроенной модели образования и трудоустройства людей с инвалидностью, однако в данной ситуации, неоспоримым фактором являются усилия, вот такие мероприятия и встречи, направленные на внутреннюю мотивацию и раскрытие индивидуального потенциала людей этой категории, – отметила, подводя итоги круглого стола, АйгюльХасангалиева. – Сегодня были выработаны рекомендации, которые будут направлены на рассмотрение госорганов: Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства информации и общественного развития РК и Министерства цифрового развития РК. Так, необходимо продолжить работу по освещению вопросов о возможностях и льготах для инвалидов при обучении в вузах и по другим государственным программам, в частности, о внутренних грантах вузов, профессиональной подготовке, обучающих курсах. Требуют обеспечения доступности для людей с нарушением зрения на государственном и русском языках сайты госорганов и мобильные приложения.Нужна оцифровка документов, учебных пособий и учебников с функцией распознавания текста.»
Участники круглого стола также внесли предложение инициировать принятие «Закона о доступности».