previous arrow
next arrow
Slider
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Яндекс.Метрика

Социальный дом, который построила КИК, рассыпается на глазах

Уральск. 29 июля 2021 год. В2В - Оксана Дементиевская. Жильцы нового дома обивают пороги всех возможных инстанций: дорогие социальные квартиры уже буквально разъезжаются на кирпичи. Большинство жильцов дома в Уральске по ул. Монкеулы 108/5 из социальной категории - дети и взрослые с инвалидностью, а также их родители и выпускники детских домов. В ситуации разбирался корреспондент inbusiness.kz.

Достаточно полная картина стала известна общественности только после обращения жильцов дома в Комиссию партийного контроля (КПК) Западно-Казахстанской области партии «Nur Otan». Детально разбиралась с документами и ситуацией КПК г. Уральска. Комиссия вместе со СМИ выехала на ул. Монкеулы.

 

Социальная зависимость

 

О своем социальном положении на встрече с официальными лицами жильцы дома 108/5 даже не упоминают. Только отвечая на вопросы журналистов вскользь подтверждают, что воспитывают несовершеннолетнего/совершеннолетнего сына или дочь с инвалидностью или сами выпускники детского дома. Они были так рады тому, что удалось получить собственное жилье после многолетних стояний в очереди. Но выкупаемые жильцами в собственность жилые метры оказалось крайне ненадежными.

 

Стены дома по ул. Монкеулы, 108/5 снаружи покрыты трещинами, кирпичи буквально разъезжаются на глазах, насколько возможно, будущие квартировладельцы заделали пустоши монтажной пеной. Под окнами - потеки, углы дома и вовсе выпуклые. На фото это пока не очень заметно, но в присутствии вживую очевидно, что дом, мягко говоря, нестандартный. Зимой здесь не работает отопление, а летом - канализация, сетуют жильцы. Строительство дома, с их слов, с самого начала проходило с массой нарушений.

 

«По проекту этот дом должен был быть в пять этажей, фундамент так и заливали. А потом решили сделать из него девятиэтажный дом. Кто этот акт подписал - достроить еще четыре этажа сверху, мы так и не узнали. В июне 2019-го года мы заселились в этот дом. И с первых месяцев стало очевидно, что дом - аварийный. В этом году были сильные ветра. Я живу на первом этаже, но даже у меня стены трясутся во время порывов ветра. Дом расположен на окраине, рядом нет никаких других строений, которые создали бы защиту от ветра. Ураган этот дом не выдержит, - говорит Алмагуль Бекешева. - Зимой у меня одна стена в квартире вся во льду. Батареи не работают. Приглашала эксперта по отоплению, он сказал, что проблемы в трубах, которые у нас находятся под полом, залиты бетоном. Для ремонта труб надо будет вскрывать все полы и даже стены, и пока это не сделать тепла в квартире не будет. Мы пытались какие-то недоделки исправить на чердаке сами, но это оказалось невозможно.»

 

В подвале для укрепления основания дома строители сделали колонны и подпорки из арматуры. Железные конструкции из-за постоянного нахождения в воде уже начали ржаветь. Со слов жильцов по состоянию дома было сделано несколько экспертиз, но результата этих экспертиз жильцы так и не получили, так же как и каких-либо действий по ремонту. Дом этот построен по заказу Казахстанской ипотечной компании - КИК (сейчас она называется Казахстанская жилищная компания). А построила его строительная компания с сомнительной репутацией, на которую завели целый ряд уголовных дел.

 

«КИК в этой ситуации считает себя потерпевшей стороной, хотя живем в доме мы, а не они. На каком основании? Они же принимали дом, подписывали акты», - возмущаются жильцы.

 

Что делать?

 

Жители дома инициировали аудиторскую проверку, позже этим делом занимались специалисты Департамента по экономическим расследованиям ЗКО и Института судебных экспертиз ЗКО. Результат расследований и есть ли он жильцам также неизвестен. В департаменте по экономическим расследованиям только сотрудникам партии подтвердили, что идет расследование.

 

«Мы требуем выдать нам новый дом или временно другой, за который мы будем также платить как и за этот, но жить в доме по ул. Монкеулы невозможно», - высказала пожелание жильцов Алмагуль Бекешева.

 

Руководство заказчика и фактического владельца дома побывало, наконец, в разрушающемся доме.  

 

«На прошлой неделе приезжал руководитель Казахстанской жилищной компании с кустанайскими экспертами. В течение недели они проводили исследование дома. В течение 30 дней будет вынесено решение. Далее будем искать подрядчика», - говорит региональный представитель, специалист по управлению недвижимости г. Уральск Казахстанской жилищной компании Сарсенбай Берлес.

 

Как выяснилось, дом после завершения строительства госорганы в эксплуатацию не принимали.

 

«Дом сдан в эксплуатацию в 2018 году. Государственные органы с начала 2016 года не участвуют в приемке объектов перед сдачей в эксплуатацию. Данное требование убрали на законодательном уровне. В приемке задействованы непосредственно участники строительства - технический, авторский надзоры, подрядные организации и сам застройщик - заказчик, - пояснил и.о. руководителя управления государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО Махаббат Байсеуф. - В ходе строительства данного дома где-то в 2017-м году специалистами Комитета по делам строительства была проведена проверка по результатам которой были выявлены дефекты в конструктивной части здания. Застройщику было выдано предписание провести техническое обследование. Техническое обследование было проведено зарекомендовавшей себя компанией, по результатам они дали рекомендации по усилению конструкции. Подрядная организация выполнила все требования и объект был принят в 2018-м году.»

 

Партийцы сделала свои выводы.

 

«По данному адресу в подвалах сырость, стены трескаются. Основное требование жильцов - привести дом в нормальное состояние. Представитель Казахстанской жилищной компании заверил, что в течение месяца проведут экспертизу и по ее результатам выделят средства для устранения нарушений. Мы будем держать на контроле решение вопроса до конца», - сказал заместитель председателя Западно-Казахстанского областного филиала партии «Nur Otan» Кенесары Нуршинов.

 

Совсем не социальные цены

 

Жильцы рассказали еще об одном обстоятельстве - совсем не социальном. Цена квадратного метра перед подписанием договоров с КИК для них неожиданно выросла на несколько десятков тысяч.

 

Дело в том, что с этим домом связано уголовное дело по растрате, а разницу в цене, со слов жильцов, покрывает не заказчик строительства - бывший КИК и его преемник, а проживающие на квадратных метрах сомнительного качества люди. Уральцы при подписании договоров, конечно же, видели, что цена значительно отличается от заявленной,  но молча подписали договора. Многие просто устали годами ждать положенное жилье и согласны были уже на любые условия. К тому же, надеялись, раз цена стала выше, значит, и новые квартиры будут не только просторные, но и надежные, и удобные.

 

Тем временем, пока идут разбирательства и выносят очередное заключение эксперты состояние дома только ухудшается.

 

 

Фото: Светлана Амангалиева