Астрахань. 22 июля 2020 год. В2В - Андрей Сызранов. Астраханские казахи – выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г.). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. В Волго-Уральское междуречье он привёл 5 тыс. кибиток (семей), а затем прибыло ещё 1 265 кибиток. Так образовалась Внутренняя, или Букеевская Орда (также Киргиз-Казачья, Киргиз-Кайсакская).
Данное государственное образование, хотя и пользовалось внутренней автономией, находилось в прямой зависимости от Российской империи. Территория, на которой находилось ханство, являлась собственностью России, а хан считался находящимся на службе у русского императора. В 1812 г. султан Букей, уже провозглашённый ханом представителями родовой знати с соблюдением старинного ритуала поднятия на белой кошме, был официально утверждён в этом статусе имперской администрацией в г. Уральске.
После смерти Букея в 1815 г. ханством управлял в качестве регента при малолетнем сыне Букея Джангире (Жангире, Джихангире) султан Шигай (Сыгай), брат Букея. В 1824 г. в ханское звание был возведён Джангир, правивший Ордой до своей смерти в 1845 г. Еще до смерти Джангир завещал ханское достоинство своему старшему сыну Сахиб-Гирею, который после смерти отца должен был занять ханский престол. Это завещание Джангира в свое время было санкционировано царским правительством. Сахиб-Гирей был возведен в княжеское достоинство и переименован в Чингиса, но в 1847 г. скончался. Для управления казахами был создан «Временный комитет по управлению киргизской ордой». Несмотря на то, что у Джангира оставалось еще несколько сыновей, ханский титул в Букеевской орде был упразднен, хотя вопрос о назначении нового наследника хана не снимался в правительственных органах вплоть до середины 1850-х гг. С этого времени можно говорить об окончательном упразднении Букеевского ханства и начале нового периода в истории Букеевской Орды. С середины XIX в. и до 1876 г. Букеевская Орда подчинялась в административном отношении оренбургскому генерал-губернатору, а с 1876 г. вошла в состав Астраханской губернии.
В казахском ауле
Букеевские казахи вели кочевую жизнь и, в основном, занимались кочевым скотоводством. Кочевали аулами, которые насчитывали от 5 до 10 и более кибиток, составляя одно семейство. У каждого аула были свои маршруты кочевок и места зимовок («кыстау»). Разводили овец, лошадей, верблюдов, коз, коров, баранов. Вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Казахи часто занимались извозным промыслом, нанимались на рыболовные суда. Важное место в экономике Букеевской Орды занимала торговля с русскими, армянами, татарами, немцами. Центрами торговли были ярмарки в Ханской Ставке, в с. Болхуны Черноярского уезда Астраханской губернии, в Гурьеве, Уральске и в Астрахани. Казахи торговали скотом, кожами, шерстью, овчинами, козьим пухом, звериными шкурами и тут же на этих ярмарках закупали хлеб, сафьян, шёлк, сукно, меха, холст, бязь, сахар, чай, железные изделия и др.
«Столицей» Букеевской Орды была Ханская Ставка (совр. пос. Урда Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Начало этому селению положил хан Джангир, построивший себе большой дом в Рын-песках. Примеру правителя вскоре последовали некоторые баи (богачи) и султаны. Во второй половине XIX – начале XX вв. население Ставки состояло из казахов (знать, писари, прислуга, работники-поденщики), русских (астраханские и уральские казаки, чиновники, купцы), татар (купцы), армян (купцы). В Ставке действовали мечеть, православная церковь, мужская школа, торговые лавки, жилые дома, ярмарка.
Казахское общество Букеевской Орды делилось на два основных сословия:
- «белая кость», к которому относились ханы и их потомки-султаны, возводящие свой род к Чингисхану. Они управляли народом, были свободны от уплаты податей и телесных наказаний. К «белой кости» также причисляли и «ходжей» – потомков мусульманских святых, освобождённых от податей;
- «чёрная кость», т.е. простой народ, кочевники-скотоводы («шаруа»). Платили подати в пользу хана; не платили только те, кто обладал особыми тарханными грамотами, полученными за заслуги, родовые старшины, киргизы-пастухи, нанимающиеся к уральским казакам. Состав «чёрной кости» был неоднороден в социально-имущественном положении: выделялись бедняки и богачи-баи.
Несколько особняком стояли представители мусульманского духовенства – муллы.
Молитва казаха в степи
Казахи издревле придерживались ислама суннитского направления ханифитского толка. Однако, многие исследователи Букеевской Орды неоднократно отмечали слабые позиции ислама среди кочевников. Хан Джангир проводил последовательную политику исламизации своих подданных, активно приглашая татарских мулл, увеличивая количество мечетей и мусульманских школ – мектебов. В начале XX в. в Киргизской степи Астраханской губернии насчитывалось 120 мечетей (правда, большинство из них располагались в кочевых жилищах – юртах) и 84 мектеба для обучения казахских детей. Наряду с позициями «официального» ислама, у астраханских казахов по настоящее время сохранились доисламские по происхождению верования и обряды, тесно переплетенные с исламом. Это исламизированное шаманство («баксылык»), анимистические верования, культ предков, обряд вызывания дождя («кудай жол»).
Казахи делились на племена, роды («ру»), родовые подразделения. Родовой состав букеевских казахов в целом напоминал родовой состав Младшего жуза, в котором насчитывалось 27 подразделений. Но из трёх основных родоплеменных групп этого жуза – «бай улы», «алим улы» и «жете ру» – в Волго-Уральское междуречье переселились, в основном «байулинцы»: адай, алаша, байбакты, бериш/берш, жаппас, иссык, маскар, исентемир, кызылкурт, тана, шеркеш. В меньшей степени встречаются «ру» алимулинцев (в частности, кита), а из последней группы «жете ру» наиболее часты представители «ру» табын и тама. Также в Букеевской Орде были представлены тюленгиты, или тюленгуты – потомки выходцев из разных казахских родов (бедняки, изгои, попавшие в патриархально-феодальную зависимость от султанов) и даже других народностей – например, взятых в плен лиц неказахского происхождения (туркмен, калмыков, каракалпаков и др.), женившихся на казашках. Ограниченные в правах и лично зависевшие от ханов и султанов, они являлись их охраной, личной гвардией, выставляли ударные подразделения на войне, а в мирное время выполняли полицейские, надзирательные, управленческие функции.
У казахов были развиты традиционные ремесла: ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи, изготовление войлочных («кошма») и тканных («алаша») ковров. Устное народное творчество казахов включало предания, легенды, героические сказания, лирико-эпические поэмы, исполняемыми сказителями-«жырши». Популярностью пользовалось творчество поэтов-импровизаторов – «акынов». Казахская обрядово-бытовая поэзия ранее была широко представлена праздничными песнями «той-бастар», свадебными песнями «жар-жар», колыбельными «бесык-жыры», причитаниями «жоктау». Встречались в казахском фольклоре произведения дидактического характера – назидательные речитативы «терме», острословия «шешендик создер», крылатые слова, пословицы, поговорки, загадки. Астраханские казахи отмечали Навруз – праздник и земледельческих, и кочевых в прошлом народов. У кочевников-казахов в прошлом на первый план выступала связь весеннего праздника с культом плодородия в широком смысле этого понятия.
В конце XIX в. казахов в Астраханской губернии насчитывалось 205 820 чел. После того, как большая часть Букеевской Орды отошла к Советскому Казахстану (с 1920 г. – Казахская АССР, с 1936 – Казахская ССР), естественно сократилась и численность астраханских казахов. Однако, на протяжении второй половины XX в. наблюдался её неуклонный рост: в 1926 г. казахов насчитывалось 45 866 чел., в 1959 г. – 70 тыс. чел., в 1989 г. – более 126 тыс., в 2002 г. – более 142 тыс. По переписи 2010 г. численность казахского населения региона составляет 149 415 чел., или 14,9%. С одной стороны, видна значительная положительная динамика, но в то же время наблюдается падение темпов роста казахского населения (с 1989 г. по 2002 г. увеличилась на 12,7%, с 2002 г по 2010 – на 4,7%). Это также связано с сокращением темпов рождаемости и миграцией.
Сегодня казахи – вторая по численности группа населения в регионе. Они проживают в г. Астрахани и во всех районах Астраханской области, численно преобладая в Володарском и Красноярском. Возрождаются и развиваются лучшие традиции астраханских казахов.
В 1990 г. образовалось Астраханское областное общество казахской культуры и языка «Жолдастык» («Товарищество» или «Содружество»). Председателем был избран Н.С. Искаков, возглавлявший общество долгие годы (нынешний председатель – Н.М. Кандыков). Общество стало вести активную работу по следующим направлениям: развитие национального языка и культуры, пропаганда казахских традиций и праздников, работа с молодёжью, создание средств массовой информации на казахском языке и др. Так, с 1990 г. до 2006 г. на местном телевидении выходила в эфир передача «Атамекен» («Земля отцов»; первоначально называлась «Жолдастык»). Звучали передачи на казахском языке и в радиоэфире. С 1991 г. обществом издаётся газета «Ак Арна» («Чистый родник»).
Обществом проводилась большая работа по пробуждению в народных массах национального самосознания, возрождению обычаев и традиций астраханских казахов. С 1991 г. в казахских сёлах области ежегодно стал отмечаться весенний праздник Наурыз. Активно работают молодёжные секции общества в Астраханском государственном техническом университете и Астраханской государственной медицинской академии.
С 1991 г. в Астраханском педагогическом училище ведётся подготовка учителей казахского языка для начальных классов. В 65 школах области в местах компактного проживания казахов предметно или факультативно преподаётся казахский язык. В 2003 г. в Астраханском государственном университете открыта специальность «учитель казахского языка и литературы».
Общество регулярно проводит «Дни казахской культуры» и другие мероприятия, посвящённые памяти казахского композитора Курмангазы Сагырбаева (1823-1896, или 1806-1879), его ученицы, домбристки Дины Нурпеисовой (1861-1955), писателя и поэта Абая Кунанбаева (1845-1904), писателя Мухтара Ауэзова (1897-1961).
В 1996 г. в с. Алтынжар Володарского района состоялось торжественное открытие мавзолея Курмангазы. Спустя почти десять лет, в 2005 г. рядом с этим памятником был открыт Межгосударственный культурный центр им. Курмангазы, который создал хорошую базу для развития культурного наследия астраханских казахов и укрепления дружественных отношений между Астраханской областью и Республикой Казахстан. А 13 декабря 2008 г. в Астрахани, в центре площади, образованной на пересечении улиц Советской и Калинина, открыли бронзовый памятник Курмангазы. Монумент стал подарком Республики Казахстан к 450-летию Астрахани.
В октябре 2011 г. в селе Малый Арал Красноярского района был открыт мавзолей Букей-хану. В церемонии приняли участие губернатор Астраханской области А. Жилкин, чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в России З. Турисбеков, аким Атырауской области Республики Казахстан Б. Рыскалиев, представители общественности двух приграничных областей, активисты Астраханского областного общества казахской культуры «Жолдастык».
Сызранов Андрей Вячеславович,
кандидат исторических наук, заведующий кафедрой философии, социологии и лингвистики
Астраханского государственного архитектурно-строительного университета
г. Астрахань, Астраханская область
Фото: Оксана Дементиевская