previous arrow
next arrow
Slider
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Яндекс.Метрика

Новая одежда для Таксайской принцессы

Уральск. 19 мая 2020 год. В2В – Оксана Дементиевская. Уральские ученые из Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова предложили альтернативную версию костюма древней жрицы. Находку 2012-го года в ЗКО времени сарматов V века до н.э. – древнюю жрицу Алтын ханшайым (Таксайскую принцессу) - приравняли к Золотому человеку.

Нетронутое вандалами захоронение обнаружили в Таксайском курганном комплексе. Погребение знатной женщины было буквально увешано золотыми изделиями высшей пробы. Ученые по крупицам восстанавливали ее костюм и другие предметы. Но недавно появилась новая версия костюма древней жрицы. Его представили уральским ученым и общественникам.

Напомним, в исследовании сенсационной находки принимали участие зарубежные специалисты, реконструкцией занимались казахстанские ученые-реставраторы под руководством Крыма Алтынбекова. После кропотливой реставрации Алтын ханшайым доставили в столицу Казахстана - в Национальный музей. Недавно в Уральске ученые-дизайнеры презентовали новую версию одежды Таксайской принцессы. Проект этот был инициирован Западно-Казахстанским госуниверситетом им. М. Утемисова на средства вуза.

 

- Мы создали альтернативную реконструкцию Алтын ханшайым (Таксайской принцессы). Первичная реконструкция была создана известным казахстанским реставратором Крымом Алтынбековым. И ранее были спорные моменты по цветовой гамме, по конструктивной части самого костюма. В связи с этим мы попытались научно обосновать и дать новую версию костюму с опорой на археологические и научные данные, - рассказала заведующая кафедрой искусства и дизайна ЗКГУ, член Евразийского Союза дизайнеров, кандидат педагогических наук Жамиля Каинбаева.

 

Новое предложение – полихромная композиция костюма. Цветовое решение в корне отличается от предыдущего.

 

- Наша версия – удлиненный кафтан, богато расшитый наливными бляшками, найденными в захоронении. Также мы предложили новую форму головного убора и ткани. Если мы говорим о том, что это захоронение знатной жрицы, то, соответственно, ткани того времени были более разнообразны и богаты – бархат, шелк, а не только сукно и парча, которые взял за основу Крым Алтынбеков. Эти ткани упоминаются в исследованиях других ученых. Сарматы относятся к ираноязычным народам, а костюмы этих народов вызывали зависть у всех соседних государств – римлян, греков, византийцев, индийцев и китайцев. Мы, опираясь на тот факт, что это захоронение аристократов, богатых людей, использовали в своей реконструкции натуральные материалы на шелковой основе, - говорит Жамиля Каинбаева.

 

Новая исследовательская группа состояла из пяти человек, в которую также вошел ученый-консультант, руководивший раскопками на таксайских курганах Мурат Сдыков.

 

- Реконструкция Крыма Алтынбекова очень хорошая, фактически стала брендом Казахстана. А Уральские дизайнеры предложили новую версию. Это естественно, когда значимый памятник осмысливают по-новому. Прошло семь лет, накопилась новая информация, в том числе, полученная с помощью новых технологий, - сказал Мурат Сдыков. - Обратите внимание, речь идет только о костюме, остальные аспекты не затрагивается. У дизайнеров свой профессиональный взгляд, отличающийся от прежней версии. А на мой взгляд, никто не может знать точно какая была одежда у найденной жрицы. Монополии на истину быть не может и чем больше различных мнений, тем ближе мы будем на пути к истине.

 

Ученый также отметил, что работа дизайнеров по новому костюму Алтын ханшайым – начало глобального проекта.

 

- Это первый шаг, стоит задача о реконструкции в целом мира ранних кочевников: не только одежды, но и быта - в том числе, еды и методов ее приготовления, культуры, ювелирных и других изделий (конской сбруи, например). Главная задача любой науки, в том числе и археологии, это воссоздание в полном объеме исторического прошлого. Это можно сделать на стыке нескольких дисциплин, которые дадут полную картину, - считает Мурат Наурызгалиевич.

 

Не все ученые, особенно историки, согласны с новой версией костюма. Они указывают на некоторые детали, по их мнению, не соответствующие исторической действительности. Тем не менее, новая версия костюма выглядит достаточно интересной, считает научная общественность.

 

Работа над раскопками была окутана загадочными явлениями, место – удивительными историями, передаваемыми местными жителями из поколения в поколение. В Теректинском районе ЗКО установили мавзолей Таксайской принцессы, к которому стремятся бездетные казахстанцы и гости из других стран в Приуралье. По легенде, Алтын ханшайым способствует плодородию земли и благоволит к тем, кто желает иметь детей. Говорят, после небольшого подаяния или молитвы у мавзолея, женщины, считающиеся неспособными родить, вынашивают и рожают своих детей.

 

Фото Рафхата ХАЛЕЛОВА