@istoriya__uspeha
Пандемия коронавируса больно ударила по малому и среднему бизнесу всей страны. Тысячам жителям городов и сел пришлось начать работать из дома, многие компании понесли большие убытки, некоторые вообще вынуждены были закрыться. Предприниматели и бизнесмены сегодня наравне со всеми отчаянно пытаются прокормить семьи, одновременно мучаясь проблемами оплаты кредитов. Для компании «Автодоктор» вынужденный простой во время карантина тоже оказался не простым периодом. Как отмечает основатель и руководитель компании Светлана Мошко, сейчас важно не сдаваться и искать новые подходы в ведении бизнеса.
По словам Светланы, оказывается, очень сложно держать под контролем бизнес, когда лично от руководителя мало что зависит.
– Все время, что нам пришлось сидеть без работы, я думала о своих сотрудниках, о том, что я в ответе за них. Благо, удалось договориться с арендодателями об отсрочке аренды. Пришлось устанавливать дополнительное охранное оборудование в магазины, ведь раньше мы работали круглосуточно и охрана нам не требовалась. Целую неделю наш бухгалтер днем и ночью пробивалась на все доступные сайты, чтобы сотрудникам выплатили пособие 42500 тенге. А когда нам назначили выплату, вместе радовались этому пособию, как чуду!
Как отмечает Светлана, ей, как руководителю, было важно подавать пример всему коллективу, поэтому она старалась всегда поддерживать в себе позитивный, боевой настрой.
– Признаюсь, неизвестность будущего и запрет работать, выбивали меня из колеи, – вспоминает Светлана. – Держать себя в руках мне помог клуб здорового образа жизни Маргариты Булдаковой, за что ей большое спасибо. Ежедневные онлайн занятия йогой в 6 утра очень меня заряжали. Многие бизнес-тренеры в период карантина проводили бесплатные вебинары, различные консультации и обучение. Я старалась не упускать такую возможность, ведь обычно любое саморазвитие стоит больших денег. Очень поучительные вебинары проводила неоднократная героиня выпусков вашего журнала Фирия Галиева. Так что, можно сказать, что какие-то плюсы у карантина все-таки были.
Вынужденное закрытие магазинов «Автодоктор» расстроило не только сотрудников компании, но и их многочисленных клиентов. Постоянные покупатели, которые привыкли, что «Автодоктор» работает круглосуточно и обычно открыт даже в новогоднюю ночь, можно сказать, испытали серьезный стресс.
– Наши телефоны разрывались и это не удивительно, – рассказывает руководитель компании. – Среди наших клиентов ведь представители всех важных сфер жизнедеятельности области, многие из них стоят на передовой в борьбе с коронавирусом. Это и госорганы, и медицинские учреждения, и строители, таксисты. Все они нуждаются в исправном транспорте, особенно сейчас, когда все силы брошены на борьбу с пандемией. Мы неустанно отправляли запросы в штаб при акимате, просили разрешения работать. Нам то давали добро, то отказывали. Когда магазины пусть на короткое время, но открывались, счастливы были все, и мы, и наши клиенты. Как же это приятно, когда наше дело приносит пользу нашим дорогим клиентам. Не обходилось и без курьезных моментов, были даже угрозы убить продавца, который как полагается по новому графику закрыл магазин в 18:00 часов. Скажу честно, в период строгого карантина наши продавцы работали на износ, не приседая ни на минуту. Они распродали даже залежалые остатки. Большим подспорьем для клиентов в период кризиса, стала возможность оплачивать ремонт или покупку через Kaspi Red. Эту услугу мы используем всего полгода и уже поняли, что не зря установили в магазинах терминалы Каспи банка. Многие клиенты покупают автозапчасти у нас именно из-за удобства оплаты через Kaspi Red.
Удивительно, но мы увидели плюсы работы в карантине. К примеру, нам удалось выявить наши слабые стороны в вопросах планирования заказов. Мы выяснили, на какие запчасти имеется наибольший спрос. О нас узнало много новых клиентов. Сейчас, после открытия рынков, торговля пошла на спад, и это подстегивает нас действовать смелее, активно привлекая клиентов к сотрудничеству. Я думаю сейчас нужно уделить больше внимания работе онлайн, быть с клиентами на постоянной связи в соцсетях, рассказывать им о нашей работе и товарах. Важно, чтобы человек, думая об автозапчастях и ремонте в первую очередь вспоминал об «Автодокторе». Мы должны быть на слуху, как та же Кока-кола, те же Сникерс или Адидас.
Сейчас в компании усиленно работают над повышением качества товара, планируют переход на брендовые позиции, разрабатывают новый маркетинговый план, активизируют установление тесного контакта с клиентами. За время карантина ни один сотрудник не был уволен, команда «Автодоктора», наоборот, стала еще дружнее и сплоченнее.
– Большая роль в работе с командой принадлежит управляющему директору компании Ивану Березину, за что я ему очень благодарна, – говорит Светлана Мошко. – Мне, с моим характером, всегда было сложно вести строгие воспитательные беседы с сотрудниками и требовать стопроцентного выполнения задач. Иван же с этим легко справляется. Наверное, в мужском коллективе слова мужчины лучше воспринимаются. Как говорит мой наставник Саидмурод Давлатов, чтобы не загубить свой бизнес, очень важно вовремя уволить себя с должности, с которой не справляешься, и найти человека, который будет работать лучше тебя! Всем бизнесменам хочу пожелать в этот сложный для нас период, не сдаваться, не расслабляться, искать новые подходы в ведении бизнеса, быть экономными, исключить лишние расходы, поддерживать связь с клиентами, и, конечно же, делиться опытом ведения бизнеса в кризисное время.
Здорово, что многие казахстанцы, так же, как и наша героиня, отказываются считать карантин приговором своему бизнесу. Каждый из них по-своему готовится к новой экономической реальности, которая после коронавируса точно будет иной.