Москва. 2 июля 2020 года. В2В - Ксения Щерба, аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 остро поставила вопрос о национальной эпидемиологической безопасности, нанесла ущерб ряду международных договоренностей и обязательств; стала триггером мирового кризиса и выявила серьезные проблемы в функционировании всех региональных интеграций.
Европейский союз под угрозой распространения инфекции фактически отказался от важнейших демократических ценностей – территориального единства и прав человека на свободное передвижение.
Уязвимость Европейской интеграционной модели продемонстрировало не столько закрытие границ, сколько отсутствие согласованности в действиях европейских государств, доминирование принципа «каждый сам за себя» при полном бездействии наднациональных европейских институтов.
Ситуация в ЕАЭС складывалась сходным образом. Несмотря на призывы некоторых политиков сохранить солидарность и совместно выступить против глобального вызова, большинство стран ЕАЭС приняли меры по закрытию государственных границ.
Фактором дезинтеграции ЕАЭС могло стать падение цен на нефтяном рынке, и различное восприятие странами последствий нефтяного кризиса. Обвал стал серьезной угрозой для России как крупнейшего экспортера нефти и нефтепродуктов. В тоже время, в Беларуси оно было воспринято, как долгожданное «окно возможностей», позволяющее достигнуть выигрыша в затянувшемся торге с Россией по вопросу цен на углеводороды.
За снижением цен на нефть последовала девальвация рубля, обусловившая практически синхронное обесценивание валют странами союза по отношению друг к другу.
Среди негативных факторов ухудшения отношений между странами ЕАЭС, можно назвать фрагментацию рынка труда и снижение притока трудящихся из стран ЕАЭС в Россию.
Устойчивости ЕАЭС в условиях пандемии COVID-19 угрожает прекращение взаимодействия стран-участниц с внешним миром – изоляционизм оказывает негативное воздействие на обеспечение региональной открытости. Закрытие транспортного сообщения с другими государствами обуславливает необходимость изыскивать внутренние ресурсы для устойчивого функционирования национальных экономических систем, а также укреплять взаимодействие с соседями.
Укрепление интеграции в рамках ЕАЭС является одним из ключевых инструментов противостояния глобальному экономическому кризису, последовавшему за распространением COVID-19, и соединившему в себе одновременное обрушение финансовых рынков, снижение объемов производства, и падение потребительского спроса на товары и услуги.
Слабой стороной ЕАЭС является текущий уровень экономического развития стран-участниц объединения, превалирование экспортно-сырьевой модели экономики со слабо развитым реальным сектором. Также в ЕАЭС отмечен слабый уровень цифровизации информационно-коммуникационного взаимодействия реального сектора на фоне вполне развитой IT-индустрии.
В условиях пандемии стагнация производств усиливает внешнюю зависимость евразийского блока.
Странами ЕАЭС должна быть разработана гармонизированная промышленная политика, которая, по различным причинам внутриполитического характера, до сих пор в полной мере не развернута. В рамках единой промышленной политики должна проводиться работа по активизации импортозамещающих производств.
Ключевой проблемой функционирования ЕАЭС, не только в условиях пандемии COVID-19, но и на протяжении всего интеграционного процесса, остается невысокий уровень взаимного доверия на уровне руководства государств-участников.
В рамках противодействия коронавирусной инфекции и ее последствий представляется необходимым:
— Использовать потенциал интеграционных институтов развития, таких как ЕАБР и ЕФСР, для борьбы с проявлениями мирового кризиса. Для этого нужна согласованная государствами-участниками стратегия развития ЕАЭС.
— Организовать совместное противостояние финансовым угрозам и укрепить взаимную торговлю в рамках ЕАЭС, с ориентацией на сложившийся курс рубля.
— Изыскать внутренние ресурсы устойчивого функционирования национальных экономических систем, укрепить взаимодействие с ближайшими соседями для расширения возможностей экспорта продукции.
— Разработать план координации антикризисных мероприятий, при необходимости – гармонизовать национальные стратегии посткризисного восстановления.
— В ближайшие 5-10 лет сосредоточиться на основных направлениях: создание обширной сети ЗСТ с отдельными странами – Индией, Китаем, Южной Кореей.
А также разработать и реализовать «дорожную карту» по взаимодействию с интеграционными объединениями – ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР, Андское сообщество, Африканский союз, и проектом сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Реализация этих предложений позволит сформировать необходимую правовую, институциональную, экспертно-аналитическую базу для перехода в перспективе 20-30 лет в сторону ЕАЭС-центричных форматов многостороннего экономического взаимодействия — например, зону свободной торговли «Большая Евразия «плюс»».
Редакция публикует доклады https://clck.ru/PBHwD Международной видеоконференции «Информационное и аналитическое сопровождение евразийской интеграции», которая состоялась https://clck.ru/PBGi3 16 июня 2020 года.
Организаторы – АП «Деловая Евразия» https://dea.kg и ИАЦ «Евразия-Поволжье» https://evrasia-volga.com, ставили задачу всесторонне и объективно проанализировать существующие механизмы и инструменты подготовки и трансляции информационных и аналитических материалов по развитию Евразийского экономического союза.
С этой целью к работе были привлечены представители всех сфер общественных отношений стран-членов ЕАЭС и партнеров союза – экономики, дипломатии, бизнеса, образования, науки, СМИ, государственных и межгосударственных органов.
В эфире виртуальной площадки выступили представители Евразийской экономической комиссии https://clck.ru/JAbU6, Евразийского банка развития https://clck.ru/PBzt5, Россотрудничества https://clck.ru/PBzvK в Кыргызстане https://clck.ru/PBzwY, Секретариата Организации договора о коллективной безопасности https://clck.ru/PC23Z, представители медиа-сферы, ученые, исследователи и аналитики.
Оценка знаний и новостей о евразийской интеграции, транслируемых обществу, рассмотрена с трёх позиций. Это анализ, информирование и цеховые, профессиональные вопросы взаимодействия экспертов, госслужащих и медиа-сферы.