Москва. 19 июня 2020 год. В2В - Григорий Трофимчук, эксперт-международник. Каждая страна сегодня должна искать прямые и конкретные выгоды в любом партнёрском, межгосударственном объединении. В полной мере это относится и к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), так как именно прямые и явные выгоды, а даже не преференции или кредиты, являются здесь лучшей рекламой. В такой постановке вопроса нет ничего из ряда вон выходящего, так как все мы сегодня живём в рыночных условиях.
Поэтому свежая новость о том, что Казахстан и Узбекистан договорились о взаимном снижении тарифов на железнодорожные грузоперевозки, стала наглядной иллюстрацией главного принципа партнёрской торговли. Не секрет, что каждая новая страна, входящая в периметр ЕАЭС – особенно на фоне мировых экономических кризисов, – тщательно взвешивает все «За» и «Против» такого формата. Одновременно, в такой стране-кандидате усиливаются экспертные и общественные дискуссии на предмет интеграции. И это правильно, так как выгоды от неё должны быть налицо, ведь сводки и цифры и чиновничьих кабинетов мало кого убеждают.
То же самое наблюдалось и среди узбекских экспертов, которые ставили вопрос, как именно изменится экономическая структура взаимной торговли с Казахстаном или Россией, если начнётся вдруг движение Ташкента в ЕАЭС. И вот, наконец, такое сближение состоялось: решением парламента Узбекистана 11 мая текущего года республика стала наблюдателем в ЕАЭС. И практически тут же было объявлено о снижении тарифа грузоперевозок сразу наполовину.
Наверное, не надо никому объяснять, что этот базовый тариф автоматически влияет на снижение многих цен и на другие группы товаров, так как именно по железной дороге перевозится их основная масса. Таким образом, дискуссионные споры на предмет того, стоит или не стоит Узбекистану сближаться с ЕАЭС, можно закрыть. Практика – лучшее доказательство любой теории.
То же самое произойдёт в торговле не только по линии Казахстан-Узбекистан, но и на российско-узбекском, и на других направлениях евразийского сотрудничества. Мгновенно оживится бизнес, который понёс потери в связи с известной санитарно-эпидемиологической обстановкой последних месяцев, которая неизбежно затронула и периметр ЕАЭС. Однако даже и в этом случае: по всем показателям, евразийское взаимодействие в суровых условиях мирового спада выглядело намного лучше, чем это было с Евросоюзом (ЕС), где с самого начала пандемии фактически было понятно, что каждый участник союза должен выплывать из ситуации сам. И это невольное сравнение ЕАЭС с ЕС тоже сработало на позитивный имидж евразийцев.
Безусловно, на резкий подъём добрососедского казахстано-узбекского сотрудничества повлияло и общее – не только политическое, но и экономическое – возрождение двусторонних связей после того как Шавкат Мирзиёев стал президентом Узбекистана, это тоже следует учесть. Эти предварительные шаги легли в основу экономического роста.
Одним из следующих шагов и может, и должно стать усиление инвестиционной активности, направленной в сторону Узбекистана, с учётом того, что уже сейчас как минимум 75% узбекской сельскохозяйственной продукции приходится на страны ЕАЭС. С другой стороны, надо иметь в виду, что отсутствие евразийского статуса для Узбекистана увеличивает цену его экспортных товаров для стран ЕАЭС на 30%, с учётом существующих таможенных барьеров.
Но сельскохозяйственная отрасль является далеко не единственной, если рассматривать весь потенциал дальнейшего коллективного развития. Уже сейчас активизировались межрегиональные связи, в рамках которых, например, российское Поволжье, и в частности Саратов, достигли многого. Что тоже является конкретной иллюстрацией евразийского сотрудничества.
Если говорить о конкретных экономических параметрах, то взаимодействие с Россией позволит провести подробное изучение факторов риска, а также всеобъемлющий анализ перспектив и алгоритма дальнейшего присоединения Узбекистана к ЕАЭС. Кроме этого, в настоящее время Узбекистану важно осуществить масштабную модернизацию своей экономики, и как раз в этом ему помогут совместные евразийские инвестиционные программы.
Придётся иметь в виду и другую сторону этого большого процесса. Не всем, мягко скажем, ведущим западным странам понравилась такая интеграционная динамика и по казахстано-узбекской линии, и по российско-узбекской, и по линии ЕАЭС в целом. Но что поделать, такова жизнь, таковы издержки экономической и политической конкуренции. Вот и сейчас Запад намерен продвигать в средствах массовой информации материалы, дискредитирующие российско-узбекские отношения, в том числе в их общем, евразийском контексте. По этой причине не стоит давить на Узбекистан в информационном плане и с евразийской стороны, не надо никакой пропаганды. Страна и люди должны сами принять все важнейшие, стратегические решения. И, как мы видим, они их уже принимают. Статус страны-наблюдателя и ставшими уже реальностью выгоды для всех узбекских граждан являются самым лучшим популяризатором.