Москва. 11 декабря 2019 года. В2В – Евразийская экономическая комиссия. О вопросах формирования Большого Евразийского партнерства между государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Китаем, Евросоюзом, АСЕАН и ШОС, а также реализации в этом контексте договоренностей по сопряжению строительства ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс – один путь» рассказала член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вероника Никишина на заседании комитета Совета Федерации по международным делам.
По мнению министра ЕЭК, формирование перспективы Большой Евразии должно стать для ЕАЭС четко выверенной и динамично реализованной стратегией по созданию широкой зоны торговли и предпринимательской деятельности для всех работающих в этом пространстве.
Вероника Никишина упомянула о том, что Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС от 6 декабря 2018 года впервые зафиксировала общность задачи развития идеи Большого Евразийского пространства, а также сформировала основу для разработки конкретного плана совместных действий.
В этой связи, как отметила министр ЕЭК, перед Союзом стоит задача формулирования конкретных предложений по выстраиванию системы взаимовыгодных отношений между крупнейшими игроками Евразии, в которую все заинтересованные государства будут вовлечены на взаимовыгодных началах. Министр ЕЭК в качестве принципов формирования Большого Евразийского партнерства также упомянула взаимосвязанность, гибкость форм сопряжения и широкий охват.
По мнению министра ЕЭК, в текущих реалиях мировой экономики и политики «органическим партнёром» для ЕАЭС по началу «развертывания» Большого Евразийского партнерства является Китай. «Сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Один пояс – один путь» станет не просто его важной частью, но, как мы надеемся, двигателем, «пилотным проектом» всей идеи в целом», – заявила Вероника Никишина.
В данном контексте министр ЕЭК отметила вступление в силу 25 октября этого года Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, которое было определено лидерами стран ЕАЭС в качестве оптимального формата «старта» сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс – один путь». Как заявила Вероника Никишина, Соглашение направлено не только на повышение уровня транспарентности систем регулирования и упрощение торговых процедур, но и на развитие отраслевого взаимодействия с Китаем.
Для реализации такого подхода на базе Совместной комиссии по Соглашению предполагается создать площадку, предусматривающую трехстороннее взаимодействие регуляторов, финансовых институтов развития и делового сообщества ЕАЭС и КНР для обсуждения совместных проектов, своего рода «инкубатор» проектов.
При этом министр ЕЭК отметила, что все интеграционные инициативы ЕАЭС, заключение соглашений о свободной торговле, а также меморандумов о сотрудничестве должны позиционироваться как взаимосвязанные элементы Большого Евразийского партнерства. «Мы приступили к разработке соответствующего документа концептуального характера», – заявила Вероника Никишина.