Ереван. 3 октября 2019 года. В2В – Евразийская экономическая комиссия. В рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) подписаны первые соглашения из пакета всеобъемлющей торговой сделки между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Республикой Сингапур. Подписи под документами поставили Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, вице-премьеры стран Союза, а также старший министр, министр-координатор по вопросам социального и экономического развития Сингапура Тарман Шанмугаратнам.
Комментируя подписание соглашений с Сингапуром, Тигран Саркисян подчеркнул их большое значение для развития торгово-экономического сотрудничества Союза на всем Азиатско-Тихоокеанском рынке.
«Мы разрабатываем новые подходы при реализации нашей международной повестки, – подчеркнул Тигран Саркисян. – Суть их заключается в том, что мы расширяем полномочия Комиссии, вовлекая в наши договоренности с третьими странами вопросы инвестиций и услуг. Эти вопросы сегодня находятся на национальном уровне. Чтобы условия на нашем общем рынке были комфортными для наших торговых партнеров, в данном случае для Сингапура, эти условия должны соответствовать общесоюзном у подходу».
Очень важно распространить этот сингапурский опыт на другие страны. «В частности, мы ведём переговоры с Израилем, – отметил Председатель Коллегии ЕЭК. – И наши израильские коллеги предложили, чтобы разрабатываемый совместно с ними договор был комплексным, чтобы разговор шёл не только о тарифах, то есть о свободном перемещении товаров, но также включал в себя разделы инвестиций и услуг. Именно в той формуле, в которой это реализуется с Сингапуром. Сингапур – хороший пример, мы должны использовать эту практику».
Соглашением о свободной торговле товарами предусмотрено предоставление Сингапуром беспошлинного доступа для всех товаров стран ЕАЭС. В свою очередь, обязательства Евразийского экономического союза предполагают предоставление беспошлинного доступа для сингапурских товаров, составляющих 40% от всей товарной номенклатуры, сразу после вступления соглашения в силу. С ростом до 87% после завершения всех переходных периодов, которые составляют от трех до десяти лет.
«Несмотря на то, что Сингапур в целом не применяет эффективных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении импортируемых товаров, такие обязательства страхуют поставщиков ЕАЭС от возможных изменений в таможенно-тарифной политике Сингапура в будущем. В частности, Сингапур, согласно своим правам в ВТО, имеет возможность повышать ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию до 10%, а на промышленную продукцию – до 5%, 6,5% или 10%. Кроме того, в отношении 28% тарифных линий от всей номенклатуры ставки таможенных пошлин для Сингапура не являются «связанными», а значит, могут быть повышены до любого уровня, например, до заградительных 100% и более», – прокомментировала член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина тарифные договоренности, закрепленные в соглашении.
Помимо тарифных обязательств, соглашением устанавливаются и правовые гарантии выполнения базовых принципов недискриминации товаров стран Союза по отношению к товарам, производимым в Сингапуре (национальный режим) и импортируемым в Сингапур из третьих стран, с которыми не установлен режим свободной торговли (режим наибольшего благоприятствования), во всем, что касается осуществления внешнеторговой деятельности, импорта и коммерческого оборота.
Соглашением также фиксируются обязательства по соблюдению международных стандартов по применению процедур лицензирования; запретов и количественных ограничений; технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер; осуществления переводов и платежей за поставки продукции; сборов, связанных с прохождением процедур «на границе»; применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.
Наряду с классическими договоренностями в области торговли товарами, соглашением также сформирован существенный задел для повышения качества и развития сотрудничества в таких областях, как электронная торговля, экология, противодействие антиконкурентным практикам, транспарентность государственных закупок, защита прав на объекты интеллектуальной собственности, что особенно актуально при обсуждении вопросов трансфера технологий.
«Мы рассматриваем весь пакет договоренностей, состоящий из заключенных сегодня соглашений и четырех двусторонних соглашений о торговле услугами и инвестициях, которые еще предстоит заключить Беларуси, Казахстану, Кыргызстану и России, как единое целое. Исходя из этого, как ожидается, весь пакет будет вступать в силу синхронно, всеобъемлющий режим свободной торговли заработает единовременно», – резюмировала Вероника Никишина.