previous arrow
next arrow
Slider
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Яндекс.Метрика

За обман покупателей продавцов в Казахстане будут штрафовать без суда

Нур-Султан. 16 июня 2020 год. В2В – Пресс-служба министерства торговли и интеграции РК. Казахстанцы чаще всего заявляют о нарушениях в сфере оказания финансовых, медицинских, транспортных и бытовых услуг, ЖКХ и розничной торговли. Это выяснили в министерстве в течение года. Новые поправки в Закон о правах потребителей РК, в том числе штрафы за обман покупателей, должны изменить ситуацию в лучшую сторону, полагает министр Бахыт Султанов.

 

«Парламент принял поправки в законодательство по защите прав потребителей. Это знаменательное событие для Казахстана, - заявил Министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов на странице министерства в соцсети Facebook. - С первого дня работы Министерства торговли и интеграции (а МТИ РК на днях исполнится год) мы взяли курс на усиление потребительского контроля за качеством продукции и услуг. Я считаю, что только общественная оценка сможет сформировать высокую культуру торговли: грамотный потребитель формирует добросовестного предпринимателя.»

 

Актуальность темы защиты прав потребителей подтверждает статистика. Только за последний год в министерство обратилось почти 10 тысяч казахстанцев (на горячую линию - 6 969 человек, письменно – 2 183, через телеграмм-бот - 425 человек). Это граждане, отстаивавшие свои права с помощью Комитета по защите прав потребителей МТИ РК. Жалобы в соцсетях продолжают расти.

 

«Казахстанцы чаще всего заявляют о нарушениях в сфере оказания финансовых, медицинских, транспортных и бытовых услуг, ЖКХ и розничной торговли. Очень много жалоб поступает от жителей, которым продавцы отказывают в возврате или обмене некачественного товара, - информировал Бахыт Турлыханович. - Недавно, например, Комитет по защите прав потребителей помог вернуть 6 млн тенге пенсионерам из ЗКО, которым продали некачественный товар. В Актюбинской области покупателю возвращены деньги за некачественный автомобиль стоимостью 10,0 млн тенге. И подобных примеров очень много. Наш потребитель не должен страдать от недобросовестности продавца или производителя, и не должен судиться, чтобы вернуть деньги за некачественный товар.»

 

Для защиты прав населения в министерстве создали трехступенчатую систему рассмотрения жалоб. Два первых уровня - переговоры между продавцом и потребителем, как тет-а-тет, так и при участии третьей стороны. Особую роль в этом отводят неправительственным организациям по защите прав потребителей.

 

«Государственные уполномоченные органы будут вмешиваться в процесс уже на втором этапе - если потребитель не сможет договориться с продавцом, - отметил министр. - Причем в этом случае недобросовестные продавцы уже понесут ответственность, если откажутся добровольно устранить нарушения.»

 

В рамках досудебного урегулирования спора приоритет инициативы остается за потребителем.

 

«Третий уровень - суд, мы считаем, должен быть самой крайней ступенью.

Я считаю, что новая трехступенчатая модель будет эффективно работать. В том числе и потому, что мы вводим штрафные санкции за то, что продавец отказывается быть клиентоориентированным, - сообщил Бахыт Султанов. -

Например, отказался выполнять правила об обмене или возврате проданного товара - включается адмресурс: в первый раз - предупреждение, повторно в течение года – штраф (на физлиц -10 МРП, на субъекты малого предпринимательства – в размере 20, на среднего – в размере 30, крупного – в размере 50 МРП).»

 

Еще одно часто отмечаемое нарушение прав потребителей: на ценнике указана одна цена, а на кассе пробивают другую, мотивируя тем, что ценник старый или цена написана ошибочно. Теперь продавца за такую попытку обмана будут штрафовать от 6 до 30 МРП. И чтобы оштрафовать недобросовестного предпринимателя не нужно будет идти в суд - это сможет сделать уполномоченный орган.

 

«Так что отныне продавцу лучше и дешевле работать с оглядкой на соблюдение прав потребителя, - подчеркнул министр. - Я считаю, что введение новых механизмов урегулирования потребительских споров, усиление общественного контроля и правовой защиты потребителей станут эффективным инструментом формирования высокой культуры торговли. Чем требовательнее будет потребитель, чем больше у него будет возможностей защищать свои права, тем качественнее станут товары и услуги на нашем рынке.»