previous arrow
next arrow
Slider
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Яндекс.Метрика

«Окно возможностей» Евразийского экономического союза в условиях COVID-19 может открыться как реакция на вызовы пандемии

Москва. 2 июля 2020 года. В2В - Ксения Щерба, аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 остро поставила вопрос о национальной эпидемиологической безопасности, нанесла ущерб ряду международных договоренностей и обязательств; стала триггером мирового кризиса и выявила серьезные проблемы в функционировании всех региональных интеграций.

Европейский союз под угрозой распространения инфекции фактически отказался от важнейших демократических ценностей – территориального единства и прав человека на свободное передвижение.

 

Уязвимость Европейской интеграционной модели продемонстрировало не столько закрытие границ, сколько отсутствие согласованности в действиях европейских государств, доминирование принципа «каждый сам за себя» при полном бездействии наднациональных европейских институтов.

 

Ситуация в ЕАЭС складывалась сходным образом. Несмотря на призывы некоторых политиков сохранить солидарность и совместно выступить против глобального вызова, большинство стран ЕАЭС приняли меры по закрытию государственных границ.

 

Фактором дезинтеграции ЕАЭС могло стать падение цен на нефтяном рынке, и различное восприятие странами последствий нефтяного кризиса. Обвал стал серьезной угрозой для России как крупнейшего экспортера нефти и нефтепродуктов. В тоже время, в Беларуси оно было воспринято, как долгожданное «окно возможностей», позволяющее достигнуть выигрыша в затянувшемся торге с Россией по вопросу цен на углеводороды.

 

За снижением цен на нефть последовала девальвация рубля, обусловившая практически синхронное обесценивание валют странами союза по отношению друг к другу.

 

Среди негативных факторов ухудшения отношений между странами ЕАЭС, можно назвать фрагментацию рынка труда и снижение притока трудящихся из стран ЕАЭС в Россию.

 

Устойчивости ЕАЭС в условиях пандемии COVID-19 угрожает прекращение взаимодействия стран-участниц с внешним миром – изоляционизм оказывает негативное воздействие на обеспечение региональной открытости. Закрытие транспортного сообщения с другими государствами обуславливает необходимость изыскивать внутренние ресурсы для устойчивого функционирования национальных экономических систем, а также укреплять взаимодействие с соседями.

 

Укрепление интеграции в рамках ЕАЭС является одним из ключевых инструментов противостояния глобальному экономическому кризису, последовавшему за распространением COVID-19, и соединившему в себе одновременное обрушение финансовых рынков, снижение объемов производства, и падение потребительского спроса на товары и услуги.

 

Слабой стороной ЕАЭС является текущий уровень экономического развития стран-участниц объединения, превалирование экспортно-сырьевой модели экономики со слабо развитым реальным сектором. Также в ЕАЭС отмечен слабый уровень цифровизации информационно-коммуникационного взаимодействия реального сектора на фоне вполне развитой IT-индустрии.

 

В условиях пандемии стагнация производств усиливает внешнюю зависимость евразийского блока.

 

Странами ЕАЭС должна быть разработана гармонизированная промышленная политика, которая, по различным причинам внутриполитического характера, до сих пор в полной мере не развернута. В рамках единой промышленной политики должна проводиться работа по активизации импортозамещающих производств.

 

Ключевой проблемой функционирования ЕАЭС, не только в условиях пандемии COVID-19, но и на протяжении всего интеграционного процесса, остается невысокий уровень взаимного доверия на уровне руководства государств-участников.

 

В рамках противодействия коронавирусной инфекции и ее последствий представляется необходимым:

 

— Использовать потенциал интеграционных институтов развития, таких как ЕАБР и ЕФСР, для борьбы с проявлениями мирового кризиса. Для этого нужна согласованная государствами-участниками стратегия развития ЕАЭС.

 

— Организовать совместное противостояние финансовым угрозам и укрепить взаимную торговлю в рамках ЕАЭС, с ориентацией на сложившийся курс рубля.

 

— Изыскать внутренние ресурсы устойчивого функционирования национальных экономических систем, укрепить взаимодействие с ближайшими соседями для расширения возможностей экспорта продукции.

 

— Разработать план координации антикризисных мероприятий, при необходимости – гармонизовать национальные стратегии посткризисного восстановления.

 

— В ближайшие 5-10 лет сосредоточиться на основных направлениях: создание обширной сети ЗСТ с отдельными странами – Индией, Китаем, Южной Кореей.

 

А также разработать и реализовать «дорожную карту» по взаимодействию с интеграционными объединениями – ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР, Андское сообщество, Африканский союз, и проектом сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.

 

Реализация этих предложений позволит сформировать необходимую правовую, институциональную, экспертно-аналитическую базу для перехода в перспективе 20-30 лет в сторону ЕАЭС-центричных форматов многостороннего экономического взаимодействия — например, зону свободной торговли «Большая Евразия «плюс»».

 

 

Редакция публикует доклады https://clck.ru/PBHwD Международной видеоконференции «Информационное и аналитическое сопровождение евразийской интеграции», которая состоялась https://clck.ru/PBGi3 16 июня 2020 года.

 

Организаторы – АП «Деловая Евразия» https://dea.kg и ИАЦ «Евразия-Поволжье» https://evrasia-volga.com, ставили задачу всесторонне и объективно проанализировать существующие механизмы и инструменты подготовки и трансляции информационных и аналитических материалов по развитию Евразийского экономического союза.

 

С этой целью к работе были привлечены представители всех сфер общественных отношений стран-членов ЕАЭС и партнеров союза – экономики, дипломатии, бизнеса, образования, науки, СМИ, государственных и межгосударственных органов.

 

В эфире виртуальной площадки выступили представители Евразийской экономической комиссии https://clck.ru/JAbU6, Евразийского банка развития https://clck.ru/PBzt5, Россотрудничества https://clck.ru/PBzvK в Кыргызстане https://clck.ru/PBzwY, Секретариата Организации договора о коллективной безопасности https://clck.ru/PC23Z, представители медиа-сферы, ученые, исследователи и аналитики.

 

Оценка знаний и новостей о евразийской интеграции, транслируемых обществу, рассмотрена с трёх позиций. Это анализ, информирование и цеховые, профессиональные вопросы взаимодействия экспертов, госслужащих и медиа-сферы.